Сантехсклад - все для отопления Вашего дома

Системы отопления
и водоснабжения

Антифризу быть или не быть - вот в чем вопрос. Часть 1

Антифризу быть или не быть - вот в чем вопрос. Часть 1

     Наш ответ на поставленный вопрос посвящается тем, кто озабочен обустройством отопительной системы собственного дома, коих не только не уменьшается, а наоборот - плох тот горожанин, который не мечтает жить за городом.

 

     Автомобилистам до боли знаком антифриз. Почему "до боли"? Потому что своих нежно любимых железных коней им иногда приходится травить фальсификатом, коего достаточно на рынке сбыта. Но если собственнику загородной недвижимости хочется обогревать ее с городским комфортом, то тоже следует быть внимательным к покупке этой хитрой и так нужной жидкости.

 

     Итак, антифриз - это специальный теплоноситель для жидкостных систем отопления. Видов антифриза достаточно много, но в основе лежат водные растворы различных веществ: солей, спиртов, этиленгликоля, пропиленгликоля и пр., в которые добавлены различные присадки, корректирующие физические свойства этих растворов. Самое главное достоинство антифриза - низкая температура замерзания.

 

     Иногда можно услышать, что в России создана охлаждающая жидкость, которая не уступает, а иногда и превосходит зарубежные аналоги по своим эксплуатационным свойства. К такой информации следует относиться весьма осторожно. Разработка рецептур охлаждающей жидкости нового поколения - процесс, требующий и времени и значительных материальных вложений. Пока это для российского производителя не по карману, что называется. Поэтому в России наибольшее распространение получили антифризы на основе водного раствора этиленгликоля. Если взять антифризы марок Dixis, Nort или Not Blood, то их концентрированные растворы имеют температуру  кристаллизации -68 град.С. Есть прямая возможность изменять концентрацию с помощью воды и тогда можно довести кристаллизацию антифриза в интервале температуры от -10 до -65 град.С. Т.е. при охлаждении антифриза возможно увеличение диапазона между началом его кристаллизации и окончательным затвердеванием раствора, следовательно можно добиться состояния, когда присутствуют и кристаллы льда и жидкость одновременно - такое состояние принято называть "шуга". При таком состоянии антифриз может находиться в интервале температуры от -20 до -30 град.С , если концентрация этиленгликоля в растворе составит около 35%.

 

     Для защиты металлов, входящих в систему отопления, от коррозии в состав антифризов входит набор различных добавок-присадок. Именно они помогают растворять и выводить образовавшиеся осадки и накипь, а также способствуют предотвращению разрушения уплотнителей в отопительной системе, как резины, тефлона, паронита, герметиков. Поэтому именно набором добавок-присадок и определяются особенности всех марок антифриза.

 

     Потребность в антифризах в сегодняшней России весьма высока. И это связано не только в связи с эксплуатацией автомобилей, коих в России с каждым днем становится всё больше, но и в связи с широким распространением индивидуального строительства, где оборудование отопительных систем также предусматривает использование антифризов. Однако существует масса «подводных камней» при его применении. Остается только удивляться, почему не все производители различных отопительных приборов не столь честны перед потребителем?

 

     Если подходить "спустя рукава" при эксплуатации индивидуальной отопительной системы, то, используя антифриз, можно какое-то время жить спокойно даже в то время, когда при отключении электроэнергии на ощутимый срок, хотя и обернется недешево, но в тепле прожить можно. Однако, не стоит полагаться на авось и подойти к эксплуатации отопительных котлов и всей системы отопления более скрупулезно  и это обернется значительной экономией - эксплуатация всей системы будет служить долго. Как правило, изготовители котлов предупреждают, что чугунные котлы не предназначены для работы с незамерзающими жидкостями и производитель не несет ответственности за проблемы, вызванные использованием антифризов. Некоторые  же производители, уходя от прямого предупреждения о недопустимости в работе котлов антифризов,  наоборот вводят в заблуждение потребителя тем, что различные прокладки из паронита хорошо переносят антифриз, умалчивая о том, что в контакте с антифризом может находиться  и металл, не совместимый с антифризом.

 

Сегодня море различных рекламных буклетов, представляющих антифриз, но практически нигде нет информации для потребителя о каких-либо ограничениях использования антифризов в котельном оборудовании и системе отопления. Тем не менее, при просмотрах технической документации на само оборудование, мы находим, что фирмы-производители всегда подчеркивают, что рекомендуемый теплоноситель - только вода. Но, чаще всего, мы изучаем техническую документацию более тщательно только после покупки отопительного оборудования, потому нередко происходят разочарования. В нашем материале «две стороны одной медали»: не отрицаем, что продавец заинтересован в сбыте своего товара, наша же задача - помочь потребителю приобрести нужную информацию об антифризе и его использовании в системах отопления.

 

     С какими проблемами можно столкнуться при применении антифризов в отопительных системах?

 

     Во-первых. По химическому составу и физическим свойствам антифриз весьма существенно отличается от воды. У антифриза низкая температура замерзания, меньшая теплоемкость, чем у воды (на 15-20%), вязкость же в 2-3 раза выше. Что касается объемного расширения по сравнению с водой, то оно больше на 40-60%. Следует отметить, что указанные величины могут существенно меняться при  изменении концентрации раствора. Различные производители, как правило, имеют свои показательные параметры антифризов относительно величины теплопроводности, температуры кипения и других физических характеристик. Поэтому, выбирая вариант использования в отопительной системе антифриза, следует тщательно подойти к проекту всей системы отопления, которая могла бы по техническим характеристикам беспроблемно переносить физические и химические нагрузки не воды, а именно антифриза, успешно обогревая помещение при длительной эксплуатации отопительной системы. Главным условием при использовании антифриза как теплоносителя является увеличение на 40-50% тепловой мощности радиаторов, на 40-50% необходимо предусмотреть увеличение объема расширительного бака, на 60% увеличение величины напора циркуляционного насоса, в том числе и пересмотреть мощность котла. Всё это приведет к корректировке стоимости оборудования в сторону увеличения.

 

     Во-вторых. Залив антифриз в систему отопления помещения, может быть решена основная проблема: перестать беспокоиться о возможной "разморозке" батарей этой системы в отсутствие и спокойно посещать зимой свой загородный дом, когда есть желание. Вся система отопления с антифризом всегда готова к работе. Но минус все-таки есть. Антифризы на основе этиленгликоля, к примеру, нельзя перегревать - это ведет к термическому разложению этиленгликоля и антикоррозионных присадок. Образующие кислоты и осадки могут негативно влиять на работу всей отопительной системы в целом. Перегретый антифриз вспенивается, в системе образуются воздушные пробки, но добавленные в него присадки предотвращают этот негативный фактор, однако термические присадки в процессе разложения приводят к потере защитных свойств антифриза к материалам уплотнителей (резины, паронита и др.), в результате чего могут образовываться течи в соединительных местах. Выпадающие осадки, попадая на нагревательные элементы котла, образуют нагар, который приводит к ухудшению теплообмена на данном участке нагревательного элемента, к образованию новых осадков и к дальнейшему перегреву этих участков. При использовании антифриза не рекомендуется использовать трубопроводы, которые имеют внутреннее цинковое покрытие. Подводя итог вышесказанному, напрашивается вывод, что самым слабым местом антифризов на основе этиленгликоля является их перегрев. Следовательно, чтобы избежать этого, необходим тщательный контроль работы котла и всей системы отопления, что, согласитесь, не всегда возможно. Поэтому производители котельного оборудования  не рекомендуют использовать антифриз на произведенном ими котельном оборудовании, дабы не знают физических свойств теплоносителя. Мы знаем, что даже «не без греха» по своему составу, которая тоже не щадит отопительное оборудования, но это цветочки, все же.